Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Среда, 22.11.2017, 16:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МКДОУ дс «Колосок» на 2014 – 2019 год
[ Скачать с сервера (462.5Kb) ] 15.06.2014, 16:57

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МКДОУ дс «Колосок»

на 2014 – 2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Детский сад как социальная организация имеет свои черты, которые характеризуют ее как образовательное учреждение. Определение специфических особенностей детского сада является основанием для построения концепции развития. Детский сад - это образовательное учреждение, которое создается учредителем для выполнения конкретных функций: с целью психического, умственного, физического развития детей.

Взгляд на детский сад как социальную организацию, сложную целеустремленную динамическую систему позволяет рассмотреть характерные особенности. 

В связи с этим особую значимость приобретает  определение характера и путей развития детского сада,  выбор ответа на вопросы: организация – это система искусственная или естественная; она является механизмом или организмом? Поиск ответа на эти вопросы проходит через всю историю организационной и управленческой мысли, а характер ответа на них во многом определяет характер управленческих концепций и практики.

Пытаясь понять, что собой представляет наш детский сад, мы пришли к выводу, что образовательному учреждению действительно присущи некоторые свойства сложных органических систем:

- детскому саду присущ сложный «онтогенез»: он проходит путь становления, выживания, функционирования, совершенствования и развития;

- детский сад потенциально адаптивен, он способен в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

- дошкольное учреждение субъектно и активно, обладает произвольным поведением, у него есть собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

- детский сад обладает индивидуальностью, особым характером, традициями, стереотипами поведения;

- детский сад обладает сознанием и самосознанием (хотя и не знает о себе всего); для него очень важна его история, биография, отношение к своему прошлому, настоящему и будущему; в его истории можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль в организационной жизни;

- детский сад обладает памятью и способностью учиться на собственном опыте (современный менеджмент, используя эту объективную способность к научению, провозглашает идею «обучающейся», сознательно развивающей свой потенциал организации);

- детский сад способен к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

- детский сад может порой подчиняться внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник его развития – внутренний и находится в нём самом;

- детский сад обладает компетентностью по отношению к определенным задачам и ситуациям, он способен что-то делать хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности организации дает ему определенные конкурентные преимущества;

- детский сад эмоционален; ему присущ определенный преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности,

- детскому саду присущи различные функциональные состояния, он может находиться в отличной «форме» или напротив – работать вяло и апатично; детский сад как организм болеет и выздоравливает, он переживает кризисы, которые очень важны для его выживания и развития и т.д.

Если присмотреться внимательно, оказывается, что детский сад не просто во многом напоминает организм: будучи сообществом людей, он во многом и антропоморфен (человекоподобен), в чем есть свои плюсы и минусы для управления.

Все это доказывает, что, рассматривая детский сад,  как объект управляемого развития, целесообразно отнестись к нему именно с позиции понимания его как сложного, живого, активного социального организма, как особой организационной индивидуальности, требующей адекватного подхода со стороны субъектов управления.

Повышение уровня требований, предъявляемых к детскому саду, изменение стоящих перед ним  целей и задач, расширение направлений его развития предполагает определенные изменения в его организационной структуре, содержании, формах и методах  деятельности.

Программа развития детского сада, формируя концепцию, модель будущего детского сада, предусматривает эти изменения и определяет стратегию и тактику перехода к новому состоянию.

 Настоящая программа представляет собой один из подходов к развитию образовательного учреждения инновационного вида и отражает многолетний опыт деятельности.

Разрабатывая данную программу, мы определили несколько принципиальных позиций, которые легли в основу этого стратегического документа:

1.Детский сад представлен в проекте как целостная открытая педагогическая система, состоящая из нескольких подсистем, которые освещены нами как стратегические направления развития. 

Следуя этой логике, мы и выстроили  организационную структуру программы. Цели, задачи, приоритетные направления деятельности, предполагаемый результат каждого стратегического направления тесно взаимосвязаны между собой и представляют некую целостность.

2.Программа развития детского сада задает общие направления, описывает наиболее общие процессы, определяет закономерности, а оперативные действия будут прописаны в текущем плане работы.

3.Для обеспечения эффективности стратегического планирования мы конкретизировали проблемное поле, основываясь на реальных затруднениях. Индикаторы проблем распределены нами на две большие группы: первая отражает влияние на развитие детского сада внешних факторов, вторая, исходя из стратегических направлений развития, раскрывает внутренние проблемы и факторы.

4.Выбор стратегических направлений (проектов) развития детского сада, его миссия, стратегическая цель и проблемно-ориентированный анализ обусловил выбор групп задач, определяющих приоритетные направления деятельности и предполагаемый результат.

5.Создавая программу, мы исходили из того, что детский сад находится на этапе становления как организации, а это обуславливает ряд существенных изменений.

6.Мы рассматриваем программу развития детского сада как управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи способы (механизмы) их реализации.

Программа предназначена:

1) для администрации и педагогических работников детского сада;

2) для воспитанников  и родителей;

3) для руководящих и педагогических кадров образовательного пространства;

4) для социальных сообществ, заинтересованных в развитии системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы развития МКДОУ дс «Колосок»

 

1.

Наимен6ование документа

Программа развития 

МКДОУ дс «Колосок»

2.

Статус

программы

Управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации. Программа является основанием для разработки проектов развития подразделений и имеет приоритет по отношению к другим плановым документам.

3.

Цели  программы развития

Разработать стратегию, тактику и содержание деятельности, способствующих позитивным  качественным изменениям детского сада как открытой социально-педагогической системы.

4.

Дата

утверждения программы

Решение педагогического совета № 4 от 19.05. 2014г.

5.

Сроки и этапы

 реализации

программы

I этап – подготовительный, планово – прогностический (2014 – 2015 г. г)

Задачи:

1.Анализ проблем, выбор технологий и  механизма развития  в соответствии с социальным заказом.

2. Создание системы внутрисадовского  менеджмента.

3.Планирование развития, составление проектов и программ по всем стратегическим направлениям развития.

II этап – практический, основной (2015-2018г г.)

Задачи:

1. Внедрение всех проектов  программы развития детского сада на всех уровнях жизнедеятельности. Запуск механизмов саморазвития детского сада.

2. Отслеживание результатов образовательного процесса и  пространства, своевременная его корректировка.

3. Создание системы управления качеством

на основе системного проведения маркетинговых исследований востребованности и качества предоставляемых образовательных услуг

III этап - итоговый (2018-2019 г г).

Задачи:

1. Изучение и обобщение опыта детского сада «Колосок».

2.Разработка новой программы развития детского сада.

3.Трансляция передового опыта в городе.

 

6.

Источник

финансирования

программы

 Бюджетное финансирование

 

7.

Разделы

программы

1. Пояснительная записка

2. Паспорт программы.

3. Паспорт учреждения.

4. Информационная справка

5.Проблемно-ориентированный анализ внешних и внутренних проблем и факторов, влияющих на развитие детского сада.

6. Концепция развития детского сада.

7. Логико-структурная матрица развития детского сада

8. Механизм реализации программы

9. Допущения и риски.

10.Финансовое обоснование программы.

11.Приложения.

8.

Авторы-составители программы

Авторы – составители:

Сотникова С.Н. – заведующий МКДОУ дс «Колосок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт

МКДОУ дс «Колосок»

 

Наименование учреждения:

 

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» (МКДОУ дс «Колосок») городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской оласти.

Учредитель:

 

Администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Руководитель детского сада:

 

Сотникова Светлана Николаевна.

Юридический адрес:

 

 

Россия, 403840, Волгоградская область, Камышинский район, г. п. Петров Вал,

ул. Камышинская, 45

Фактический адрес:

Россия, 403840, Волгоградская область, Камышинский район, г. п. Петров Вал,

ул. Камышинская, 45

Дата основания детского сада:

 

1986 год

Дата государственной регистрации:

 

 18.11.2003.

Правомочность:

 

 

Лицензия от 13.10.2011г., регистрационный № 1400, серия 34 ОД № 000866.

Нормативная база:

Устав от 01.09.2011г. №1142-п;

Локальные акты:

положение о структурных подразделениях; положение о Совете Учреждения;

положение об общем собрании трудового коллектива;

положение о педагогическом совете;

 положение о родительском комитете Учреждения;

 положение о премировании, надбавках, доплатах и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-ориентированный анализ внешней

 и внутренней среды МКДОУ дс «Колосок»

Характеристика внешних факторов, влияющих на развитие детского сада.

Детский сад – это социально-педагогическая, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, в то же время она является составляющей единицей  муниципальной, региональной, республиканской и федеральной образовательной системы.

Детский сад находится, где население преимущественно имеет среднее образование.

Экономические факторы, влияющие на развитие детского сада:

1.Состояние экономики страны влияет на состояние образовательных потребностей граждан, что отражается на социальном заказе детскому саду родителей. Проведённые в детском саду исследования по востребованности образовательных услуг у родителей показали необходимость введения дополнительных образовательных услуг по следующим направлениям: оздоровление детей, развитие речи и подготовка к школе, художественно-эстетического цикла.

Социальные факторы, влияющие на развитие детского сада:

1.Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения.

2. Воспитатели и семьи многих детей попадают в число социально незащищенных групп населения.

3.Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений  также оказывает влияние на развитие детского сада.

Правовые факторы, влияющие на развитие детского сада:

1.Разработка локальных актов, обеспечивающих инновационную деятельность, требует повышения правовой грамотности всех членов коллектива.

Экологические и здоровьесберегающие факторы, влияющие на развитие детского сада:

1.Состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья детей и педагогов, что усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности детского сада.

Демографические факторы, влияющие на развитие детского сада

1.Изучение демографической ситуации микрорайона детского сада позволило составить прогноз количества детей.

Культурные, духовные, этические факторы, влияющие на развитие детского сада:

1.Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение детским садом образовательных задач.

2. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.

Отраслевые факторы, влияющие на развитие детского сада:

1. Тенденции изменения образовательной системы в стране, в городе позволяют  строить собственную траекторию развития, концепцию детского сада.

2. В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами, детский сад  требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ.

      Перечисленные выше факторы внешней среды влияют на развитие детского сада и определяют его образовательную политику, стратегию и тактику позитивных изменений.

 

 

 

 

Характеристика внутренних проблем и факторов,

 влияющих на развитие детского сада.

Проведенный анализ внутренних актуальных проблем, влияющих на развитие детского сада, позволил выявить следующие факторы:

1.  Недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения.

2. Отсутствие интеграции всех видов и процессов деятельности родителей, воспитателей вокруг повышения качества образовательного процесса;

- несоответствие между сложившейся культурой детских садов, сообществ и новыми, нацеленными на развитие ценностями, образовательной философией;

- недостаточность актуализации и концентрации возможностей, имеющихся ресурсов для развития образования;

-  несбалансированность между рутинными, допускающими стандартные решения, и творческими составляющими управленческой деятельности;

- стандартизации и регламентации внутренней деятельности образовательных учреждений, оценки их кадров;

- организации проектирования и освоения на практике новых моделей образовательных систем и процессов, образовательных учреждений разных видов;

- координации отдельных инновационных процессов в управляемых объектах;

- стимулирования инновационной деятельности;

- организации программно-методического и материально-технического обеспечения.

         - в рамках организационных механизмов управления развитием объектов имеется несбалансированность между элементами, касающимися разработки новшеств, и элементами их освоения.

- несоответствие общей технологии управления реальным ситуациям (из-за ее медленного становления).

- при наличии сформулированной миссии и стратегии, сотрудники не понимают своего вклада в их осуществление.

- существует ядро сотрудников и актив, которые разделяют единые идеалы и ценности организации, но они не имеют влияния на все учреждение.

- носителями традиций, инициаторами норм является команда сотрудников (как правило, это те, кто уже долго работает в системе дошкольного образования).

Концептуальные основы развития детского сада «Колосок».

Программа развития МКДОУ дс «Колосок» на 2014-2019г г. (далее Программа) рассматривается нами как ориентированный на будущее управленческий документ, определяющий принципы, актуальные ценности, миссию, стратегические цели, содержание, способы (механизмы) их реализации в современных экономических условиях.

Программа развития показывает технологический механизм перехода МКДОУ дс «Колосок» в новое качественное состояние, соответствующее новым задачам модернизации образования и реализации национального проекта «Образование», удовлетворяющий потребности социума и рынка образовательных услуг. Данный переход происходит путем осуществления системных изменений (нововведений) в основных сферах и направлениях жизнедеятельности детского сада и его внешних связях.

Программа является основой для обеспечения развития сада как целостной, саморазвивающейся системы, способной инициировать, поддерживать и реализовывать позитивные изменения в различных сферах. Заявленные в Программе цели, задачи, направления деятельности являются актуальными для практики в ближайшие 5 лет.

Концепция  (концептуальный проект) развития рассматривается в двух аспектах:

1. Модель выпускника как идеальный ориентир и единая позиция всех участников образовательного процесса на основе создания культурологической, здоровьесберегающей среды.

2. Будущее желаемое состояние  детского сада как системы, её философия, принципы жизнедеятельности, миссия, актуальные ценности и стратегические направления развития в общем образовательном пространстве.

      Основополагающей концептуальной идеей является создание  развивающейся

культурологической, здоровьесберегающей среды, способной решать стратегические и

тактические цели.

Детский сад как разновидность социальной организации имеет свои специфические черты, которые характеризуют её как образовательное учреждение. Определение специфических черт детского сада  является основанием для построения концепции развития. Детский сад – это образовательное учреждение, которое создаётся учредителем для выполнения конкретных функций: организации учебно-воспитательного процесса, с целью развития детей и их подготовленности школе.

Основанием для деятельности образовательного учреждения является соответствующая нормативная база. Поэтому при проектировании развития мы пытаемся продумывать пути механизма развития всех её частей.

В настоящее время в российском образовании происходит интенсивное обновление и обогащение научных представлений о дошкольном образовательном учреждении как объекте управления, развития, анализа.

Развитие детского сада может строиться только за счёт создания принципиально новой гуманистической образовательной среды, призванной оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечить их наиболее эффективное развитие.

Педагогическое проектирование развития оптимальной адаптивной, здоровьесберегающей, культурологической среды детского сада в новых экономических  условиях,  как научно-педагогическая область, в настоящее время находится в процессе становления, обобщения исследований, сбора эмпирических фактов. «Адаптация» - приспособление системы к реальным внешним условиям, то под адаптивной образовательной системой понимается способность к приспособлению. Определяющий признак адаптивности – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей. Соответственно адаптивная образовательная среда – открытая социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремиться помочь личности с её индивидуальными особенностями адаптироваться и гибко реагировать на социокультурные изменения.

Неоднозначность принятия теоретико-методологических трактовок проектной деятельности в образовании отразились в практике проектирования развития и нашего учреждения.

Актуальность исследования определяется противоречием между принципами и требованиями гуманистической системы образования, диктующими необходимость всестороннего развития личности в духе толерантности, и реальной практики, необеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями

Изменение социальных условий: введение нормативного финансирования, изменения социального заказа детскому саду и т.д., предполагает введение инноваций в деятельность и становление его как системы, отвечающей современным требованиям и запросам.

  Важность разработки программы развития дошкольного учреждения и проектов по отдельным проблемам выходит на первый план, так как они нацелены на изменение содержания, образовательных технологий, моделей управления с учётом новых условий, региональной специфики, ресурсного обеспечения, индивидуальных особенностей личности и общечеловеческих ценностей.

В современных условиях необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми. Деятельность детского сада определяется основными принципами государственной образовательной политики, Законами РФ и РТ «Об образовании» и другими нормативными документами, современными теориями развития личности, становления индивидуальной культуры и способности к дальнейшему обучению.

Субкультура:

1) культура какой-либо социальной или демографической группы;

2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.

Включение ребенка в культуру идет через мозаику субкультур: семейную, детскую, 

На уровне общества: богатство связей субкультур и форм их взаимодействия формирует ту многоукладность культуры, которая и позволяет человеку стать индивидуальностью, а каждой социальной группе самореализоваться в культуре.

На уровне личности: многообразию культурного пространства помогает личности ребенка в ее культурном самоопределении; чем больше субкультур «участвуют» в жизнедеятельности человека, тем больше маневра для жизненного демократического выбора, больше условий для формирования широкого культурного потенциала личности ее «ненасильственной» психологии.

В процессе становления: дети соприкасаются с большим разнообразием субкультур,  а также с достаточным набором национальных культур. У каждого формируется свой собственный культурный опыт, складывающийся из разных соотношений тех или иных субкультурных и культурных пространств.

Ребенок развивается в накладывающихся друг на друга субкультурных пространствах, которые пересекаются.

Большую роль в этом играет «среда». Она включает условия и окружение: жизнедеятельность ребенка в семье, взаимоотношений и действий в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативного поведения вне семьи и групп.

Ребенок (даже если его взаимоотношения в семье складываются благоприятно) выходит в более широкое социокультурное пространство, что обусловлено его взрослением и объективным расширением культурного опыта.

Обладая индивидуальностью, ребенок становится личностью в процессе освоения культурного наследия и создания индивидуальных ценностей, норм, знаковых систем и т. д. Личность социальна по сущности, человек не может жить вне людей, не потеряв при этом человечности и индивидуализма.

Индивидуальная культура стала в нашей образовательной системе качественным комплексным показателем.

Категория: Мои файлы | Добавил: Белоусова
Просмотров: 269 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]